«Особые пассажиры». Что делать дальше?

«Особые пассажиры». Что делать дальше?

Нужна юридическая помощь

Мы обращаемся к юридическим фирмам Санкт-Петербурга с просьбой оказать профессиональную поддержку Алексею Лашманову, помочь оставить обращение в суд, в прокуратуру, в Минтранс и Общество защиты потребителей в связи с конфликтной ситуацией с авиакомпанией «Сибирь»

В июле мы рассказали о сложностях, с которыми столкнулись наши спортсмены, возвращаясь с международных соревнований с медалями в родной Петербург («Особые пассажиры» от 21.07.2011). Легкоатлета Дениса Гулина (полностью потерявшего зрение из-за травмы в 2003 году) и его тренера Алексея Лашманова (слабовидящего), представители авиакомпании «Сибирь» отказывались регистрировать без подписания «заявления о перевозке пассажира с ограниченными физическими возможностями». Документ содержал ряд нарушений прав потребителей, конституционных прав РФ, правил авиаперевозчиков и, вообще, носил унизительный характер. Эта история получила широкий резонанс и была освещена многими СМИ.

Мы провели консультацию с юристом компании «Фармакор», попросили ответить на следующие вопросы: законны ли действия авиакомпании, в том числе требование о подписании такого заявления? Возможно ли возмещение ущерба, включая моральный? Каковы возможные действия при возникновении аналогичной ситуации?

В первую очередь, юрист обратил внимание на то, что действия авиакомпании S7 уже были предметом рассмотрения в Прокуратуре РФ:

  1. В 2009 году Павлу Обиуху отказали в регистрации на рейс Москва-Казань 18 февраля в аэропорту «Домодедово». Поводом для отказа было названо отсутствие зрения.
  2. Аналогичный случай произошел в прошлом году, когда на рейс S7 не пустили инвалида-колясочника Наталью Присецкую. В ходе прокурорской проверки случая с Натальей Присецкой было выявлено, что ряд правил авиакомпании противоречит законам о защите прав потребителей и социальной защите прав инвалидов.

Удивительно, но специальных правил перевозки пассажиров-инвалидов в действующем законодательстве РФ нет. Руководствоваться можно только общими правилами действующего законодательства: Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Воздушным кодексом Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ.

  1. Статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что «..организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) ... для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). … В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.»
    С учетом этого положения закона, а/к S7 обязана принимать меры для обеспечения прав инвалидов, а общественные объединения инвалидов вправе обращаться в любые организации с требованием об обеспечении исполнения прав инвалидов, а также о заключении соглашений об обеспечении транспортными организациями минимальных потребностей инвалидов. Такое требование вправе также заявить прокуратура, выступая в защиту неопределенного круга лиц-инвалидов.
  2. Далее, доказать факт виновного причинения морального вреда а/к S7 возможно доказав факт нарушения компанией прав пассажира инвалида по зрению, поскольку а/к S7 вынудила пассажира подписать заявление, которое содержит незаконные положения. Так статья 59 "Воздушного кодекса Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ устанавливает следующее:
    - «если воздушное судно терпит или потерпело бедствие, командир воздушного судна и другие члены экипажа воздушного судна обязаны принять все возможные меры по сохранению жизни и здоровья находящихся на борту воздушного судна людей.
    Исходя из этого, можно признать не удовлетворяющим закону заявление в части пункта: «добраться любым способом до аварийного выхода на борту самолета».
    Также можно говорить о незаконности фразы в преамбуле «обязуюсь оградить ОАО «Авиакомпания Сибирь» от любых претензий, исков, и иных требований в этой связи», т.к. право на обращение в суд гарантировано законом.
  3. Также в обоснование позиции можно ссылаться на то, что этот случай является нарушением Закона «О защите прав потребителей», который запрещает авиакомпаниям навязывать пассажиру покупку второго билета для сопровождающего лица (соответствующее указание есть в заявлении ) и на 55-ю статью Конституции, которая позволяет ограничивать права граждан только федеральным законом, в то время как федерального закона, применимого к данному случаю, нет.

Что касается вопроса возможных действий в подобной ситуации, то в аэропорту у пассажира-инвалида есть фактически только две возможности: отказаться от полета, либо согласиться с требованием о подписании заявления. Обращения в любые органы, включая полицию, не будут иметь эффекта, так как вопрос по сути должен решаться в судебном порядке и на месте вопрос не решить. В случае отказа от полета (а также в случае возникновения любого другого ущерба) в аэропорту отправления необходимо добиться составления коммерческого акта с указанием причин отказа (основание - Статья 124 "Воздушного кодекса Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ).

Выводы:

  1. Наиболее целесообразным является обращение в прокуратуру с жалобой на действия компании S7.
  2. Также возможно обращение в суд с требованием о признании незаконными действий авиакомпании S7 и возмещении морального вреда. При решении вопроса о компенсации морального вреда необходимо учесть то, что суммы компенсации такого вреда по судебному решению находятся в России в среднем в диапазоне от 1 500 до 50 000 рублей.
  3. С учетом отсутствия нормативного регулирования перевозки инвалидов возможно обращение в профильный орган – Минтранс РФ с жалобой и предложениями по устранению проблемы, предложением о разработке и утверждении нормативного документа, регулирующего все аспекты авиа-, авто- и железнодорожной перевозки инвалидов, включая инвалидов колясочников, инвалидов по зрению.
  4. Обращение в Общество по защите прав потребителей с предложением о направлении запроса и обращения в S7 об устранении препятствий в транспортировке инвалидов.

Мы обращаемся к юридическим фирмам Санкт-Петербурга с просьбой оказать профессиональную поддержку Алексею Лашманову.

Возврат к списку